вторник, 5 апреля 2016 г.

Пермская деревянная скульптура. "Пермские боги". День 3.


Вот стоит только захотеть заняться творческо-писательским в блог систематически, так сразу семейство придумает чем мамулю занять общественно-хозяйственным :)

А школа с садиком тоже не дремлют! Для первых нужно подготовить рассказ о каком-нибудь символе города, а для вторых принести книжку авторства Агнии Барто для проведения выставки и выучить стих, для празднования деня рождения поэтессы.
Хорошо еще, что самой мне нужно сделать компресс на ногу, и ни в коем случае нельзя при этом заснуть, а то кожа вся облезет (милая страшилка от врачующей меня сестрицы). Так что шанс написать что-нибудь в блог всё таки остаётся. И пусть компьютерный календарь показывает уже 5 апреля вторник, у меня еще 4 апреля понедельник :)

Но вот сил изложить задуманное уже не осталось :) Поэтому, сегодня размещаю совместный с сыном рассказ о нашей городской достопримечательности.
В школу часто просят всякие доклады. Я научила сына, что заданную тему можно ввести в поисковую строку и посмотреть, что выдаст тебе интернет. На запрос по символам Перми, поисковик бодро выдал: Пермская Художественная галерея, Медведь, Пермяк - солёны уши. Значит большая часть докладов в классе будет именно про эти символы и мы их не берём. Ищем дальше и глубже:)

И находим "Пермских богов". С ними я вас и познакомлю :) Информация взята с просторов интернета. И чуть-чуть нами подкорректирована и доработана. Всё таки хорошо, что мы с ним участвовали в развлекательно-познавательной игре "На старт... Внимание... В музей!" , дитё сразу сообразил что к чему и какой символ города можно задействовать для доклада:)
Во время нашего последнего посещения Художественной галереи, еще действовал запрет на фотосъемку скульптур. Поэтому фотографии не мои.

И так, "Пермские боги":




Один из главных символов Пермского края – пермская деревянная скульптура («Пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Уральский искусствовед Николай Серебренников, в 1923 году во время экспедиции нашел «пермских богов», а затем организовал еще пять экспедиций по поиску уникальных скульптур. К середине 20-х годов Николай Николаевич сформировал коллекцию деревянной скульптуры и доказал, что «пермские боги» — это не только предметы культа, но и, в первую очередь, произведения искусства.

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух), «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.
Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий